Предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning, CLIL) – термин, описывающий обучающие методики, где предметы преподаются на иностранных языках. CLIL преследует две цели, а именно - изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет. Т.е. CLIL предполагает баланс между изучением языка и предмета. В Финляндии, как и в других странах Европы, CLIL используется в различных образовательных контекстах – от старшей группы детского сада до высшего образования.
Обучающая методика CLIL и ее основные принципы, определяющие образовательные цели и задачи, описаны в первой главе работы.
Как видно, обучение и изучение предмета на иностранном языке весьма отличается от преподавания на изначальном языке (в нашем случае – русский язык). В основном, эти различия вызвано тем, что обучающиеся не владеют иностранном языком также свободно, как и первоначальным. Следовательно, на уроках методикой CLIL они совершают больше познавательную деятельность, нежели умственную, мыслительную.
В целях обеспечения равного развития познавательной и мыслительной деятельности во второй главе рассмотрены приемы, методы и советы учителей, практикующих CLIL в европейских странах, с наглядными примерами, которые используются на уроках физики в Республиканском башкирском лицее-интернате (РБЛИ). Глава разделена на следующие темы:
· приемы при объяснении нового материала,
· способы организации помощи с терминами, определениями и тематическим словарем по предмету,
· советы по языковой поддержке при чтении, записи, слушании и разговоре.
Данная работа написана на основе материалов Интернет-сайта “Content and Language Integrated Learning in Bashkortostan” (http://www.clilrb.ucoz.ru), где учителями физики РБЛИ собраны и представлены труды по исследованию опыта преподавания предметов на иностранном языке в странах Европы и ссылки на Интернет-проекты по данной тематике.
|